Станислав Жирков: «Искусства вне политики не бывает»

10 февраля 02:11 2707 0
Станислав Жирков: «Искусства вне политики не бывает»
Люди

Родной город: Черноморск

Любимый город: Киев

Любимая книга: Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы»

Любимое кино: картины Братьев Коэнов, Квентина Тарантино, Гильермо дель Торо

Какая профессия, если не театральный режиссер: Ресторатор

Станислав Жирков, который уже более пяти лет является художественным руководителем и режиссером-постановщиком Киевского академического театра «Золотые ворота», родился в Черноморске. В свой 31 год он уже Лауреат театральной премии «Киевская Пектораль» и заслуженный артист Украины. В родной город из столицы Стас приехал на встречу выпускников своей школы №4. Первый информационный воспользовался возможностью познакомиться с выдающимся земляком, расспросить о его пути «через тернии к звездам» и узнать о перспективах культурной жизни для Черноморска.

Стас, как и когда ты осознал, что хочешь посвятить свою жизнь искусству, в частности, театру?

Какого-то особенного момента озарения у меня не было. После девятого класса от морского университета создавался экспериментальный класс с глубоким изучением точных наук. Моя мама посоветовала мне принять участие, чтобы в дальнейшем делать карьеру моряка, я согласился и уже через полгода осознал, что это точно не моё поприще. Единственным выходом для меня было пойти против системы, усиленно заниматься теми науками, которые мне понятны и интересны. Я перестал вообще ходить на уроки алгебры и химии, из-за чего чуть было не лишился аттестата. Спасибо Ольге Родионовне Боровской, которая была тогда директором школы, и я был у нее «любимчиком». Благодаря ее ходатайству Стас Жирков все же написал несколько контрольных, что-то подучил и все же получил аттестат.

После этого я подал документы в Киевский национальный университет им. Карпенко-Карого, но не поступил. Отчаиваться в голову не пришло, и я направился в Киевский университет культуры и искусств. До сих пор считаю, что мне очень повезло: у меня были крутые преподаватели, там же я познакомился со своей будущей женой, Ксенией Ромашенко.

Что ни говори, а везение является неотъемлемой частью успеха?

Все наши победы, так или иначе, носят случайный характер. Украинский режиссер Александр Довженко говорил: «Вам обязательно позвонят, главное, быть готовым». Именно так произошло и со мной. Я попал в правильное место, но упорно трудился для того, чтоб остаться студентом. Я поступил на контракт, денег на обучение катастрофически не хватало, я продал компьютер и с первого курса устроился на работу. После второго курса за хорошую учебу и "активную позицию" меня перевели на бюджет. Я благодарен своей маме, которая тогда меня поддерживала и привила любовь к труду, страсть к самореализации. Ее модель воспитания уже тогда была сродни европейской: в нашей православной среде профессию ставят, условно, на третье-четвертое место, а в протестантских странах Европы ребенку внушают, что его ремесло напрямую выражает любовь к Богу. Труд облагораживает человека и делает его таким, каким его задумал Господь. Вот это и стало моим стимулом – стать тем, кто я есть, и сделать это максимально качественно.

В одном из интервью украинскому изданию ты поделился, что юность была бурной и насыщенной: девушки, дискотеки, алкоголь. Это оставило свой след в творчестве, которым ты занимаешься сейчас?

Разумеется, причем немалый. Сегодня театр нуждается в новом уровне искренности и честности. Школьные поездки в театр с классом нас научили тому, что спектакль – это нечто скучное, предсказуемое и однообразное. И в этом теряется одна из главных сущностей театра – выразить актуальные и неудобные вещи в короткий промежуток времени. Это выгодно отличает театр от кино, на съемку и экранизацию которого требуется гораздо больше времени. Благодаря моему жизненному опыту я получил своеобразное видение, это же касается и характеров всей нашей команды: наши спектакли нетривиальны, и к ним у общества есть интерес, несхожий с интересом к постановкам других трупп.

Расскажи о таком проекте как «Открытый взгляд» и имеет ли он отношение к «Золотым воротам»?

На пятом курсе мы с ребятами уже обсуждали, кто в каком театре хотел бы работать, а моя жена Ксения тогда сказала, что хочет создать собственный театр. У нас с ней был небольшой скопленный капитал: то ли на машину, то ли на квартиру. И тогда мы решили вложить их именно в эту идею. Так и появился новый независимый театр с молодой командой «Открытый взгляд». Он просуществовал с 2008 по 2013 год, и именно там я получил свою первую «Киевскую пектораль» за режиссерский дебют. И уже там, в те годы мы делали то, к чему многие театры приходят только сейчас, либо так и не пришли вовсе!

«Открытый взгляд» - это был своеобразный протест против установленной системы театров, которая, на новый взгляд вчерашних студентов, уже устарела и утратила остроту и актуальность высказывания. После того, как меня поставили на должность художественного руководителя Киевского государственного театра «Золотые ворота», все принципы из «Открытого взгляда» мы перенесли туда и успешно продолжаем использовать их вместе с командой. Не было бы "Открытого взгляда", не было бы идеи и принципов Ксении - не было бы и "Золотых Ворот", который в 2017 году удостоился звания "Академический"!

Стас, в нашем родном Черноморске культура находится в неважном положении. Как режиссер, ставящий спектакли в разных городах и странах, скажи: театральное искусство возможно только в городах-миллионниках?

В Германии, где я работал и периодически даю спектакли, есть города с населением в 30 тысяч человек. При этом в них, кроме театров, есть отдельные залы для оперы и балета. Потому что Германия – это страна, где люди на концерты и спектакли ходят больше, чем на футбол, при том что для немцев футбол – это настоящий культ. Черноморск в этом смысле точно ничем не хуже, особенно, если учитывать, что вокруг него много населенных пунктов: Малая Долина, Александровка и т.д.

Просто по каким-то субъективным причинам городские власти не считают нужным развивать культурный сегмент, приглашать грамотных менеджеров, созидать что-то новое. Я приезжаю летом погостить на две недели к родителям и уже через три дня начинаю содрогаться при мысли: «а чем здесь можно заниматься?». Ведь в этом городе заключен такой колоссальный потенциал: морской пляж, яркие, интересные люди с чувством юмора и хорошим вкусом. Почему им не предложить в качестве альтернативы хотя бы кинотеатр? У меня не укладывается в голове, как можно, имея все возможности, привлекать туристов только удачным географическим положением.

Ну, вероятно, все же городская власть пытается предложить гражданам альтернативу. Две недели назад у нас проходил достаточно масштабный конкурс Miss Liberty. Это модельный проект, на него выделили немалые средства – 70 тысяч из местного бюджета, пригласили Диму Коляденко, что, впрочем, вызвало скандал.

Да, я читал отчасти перепалку на Facebook. Ну чтоб было понятно, этих денег хватило бы на то, чтоб организовать в городе трехдневный фестиваль, на котором можно дважды в день показывать камерные спектакли. Это требует профессионального подхода, но кто-то из зрителей может для себя открыть ремесло своей мечты и найти себя в этом. В общем, было бы желание, а средства всегда найдутся.

В таком случае хотелось бы обсудить и твое отношение к другому скандалу, вышедшему далеко за пределы Одессы и даже Украины. В ноябре прошлого года в Украинский театр с выступлением приезжал легендарный актер и руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин. Его литературный вечер был сорван праворадикальной общественностью. Как ты относишься к этому и как это сказывается на культурном образе нашей страны?

Честно скажу, я, как и любой цивилизованный человек, против таких мер. Однако в Украине сейчас сложнейшая общественная и политическая ситуация, мы находимся в состоянии войны. Нужно понимать, что в результате любой революции появляются "крайние меры". Они не есть зло, но они и не есть добро. Это данность. Конкретно по Райкину я не до конца разобрался с этим вопросом, мне известно, что последние годы он находится в опале у властей РФ, но если был такой эпизод, где он высказался в поддержку аннексии Крыма, из-за чего и произошел весь этот сыр-бор, то особенно удивляться этому незачем. Если он высказался так — значит должен был быть готов, что последует именно такая реакция. Другой сейчас быть не могло.

Кроме того, я категорически не согласен с тезисом «искусство вне политики». Искусство всегда отображает политическое состояние города, страны, мира. Поэтому если ты хочешь выезжать в другие государства с концертами, спектаклями, необходимо отдавать себе отчет в том, что своими высказываниями ты способен обеспечить себе статус «нон-грата». Опять же оговорюсь, это не хорошо и не плохо, это неизбежно в нынешней ситуации. А в Европе конкретно этот скандал воспринимается с большой неприязнью. Европейцам бесполезно объяснять причинно-следственные связи, это категорически неприемлемо для них. И тут очевидно — мы проигрываем информационную войну. Проигрываем, как говорят в футболе, "с сухим счетом"... К сожалению...

А сам ты бы принял приглашение поставить спектакль в России?

Приглашения раньше поступали достаточно часто из театров Москвы, Питера. Я прекрасно осознаю уровень этих гонораров и давно уже равнодушно отношусь к общественному порицанию. Но внутри себя я твердо убежден, что принимать такие предложения не стоит, как я сказал, искусство вне политики не бывает. Однако это моя внутренняя позиция, осуждать других артистов за иные взгляды я не стану. Но они должны быть готовы в таком случае к любой, самой неприятной реакции.

И последний вопрос по теме театра. Чем отличается украинская публика от европейской?

Коммунистическое прошлое наложило свой мрачный след на все сферы нашей жизни, в том числе и искусство. В той же Германии зритель, покупая билет на спектакль по солидной цене в 80 евро, обязательно прочитает рецензию, ознакомится с актерским составом, личностью режиссера, придет в зал подготовленным. У наших же людей исторически сложилось так, что в постановке они увидят часть пропаганды, исключительно положительное действие. Поэтому часто они не готовы к происходящему на сцене, а это, конечно, совершенно иные реакции на идею и воплощение. Вот когда билеты в театр не будут стоить символическую цену, люди начнут по-другому относиться к этому серьезному искусству, а не просто как к развлечению, способному занять и развеселить.

А теперь расскажи о своей личной жизни. Как проводишь досуг и свободное время?

У меня такой плотный график, что если получается в выходные дни выкроить четыре свободных часа, то это полноценный выходной. Это время я стараюсь проводить со своей женой и шестилетним сыном. Еще очень люблю смотреть качественные фильмы, которые служат мне дополнительным вдохновением.

А как супруга справляется с ненормированным графиком творческого мужа?

Мы с Ксенией работаем вместе в одном театре, мы знакомы 15 лет, из которых 8 – женаты. Она дополняет меня, я – ее. Несомненно, мои успехи являются ее заслугой, и она об этом знает. Поэтому она меня прекрасно понимает и поддерживает, и, так же как и я, довольна, что наша семья не похожа на среднестатистическую.

Как родители, какие качества вы бы хотели привить своему ребенку? Хотелось бы, чтоб он пошел по стопам искусства?

Мы стараемся привить Артему любовь к своей семье и к своей стране, целеустремленность в деле, которое он выберет для себя. Сам я мечтал, чтоб мой сын стал первоклассным врачом, но сейчас я наблюдаю, как он поет, читает стихи, шутит и изображает своих любимых героев и, пожалуй, понимаю, что суждено ему пойти по нашим с Ксенией стопам и превзойти нас в этом.

А как ты снимаешь стресс, сражаешься с депрессиями?

Депрессиям, к счастью, я не подвержен, но конечно, как у любого человека, тяжелые дни бывают. Очень успокаивает мысль моих учителей, что театр – это не самая главная задача в жизни, и если что-то не получится, Армагеддон не произойдет. Это не дает впасть в уныние и застопориться. Я тормозить и отчаиваться не имею права, за мной целая команда актеров, сценаристов, монтажеров и т.д. Они должны видеть на моем лице улыбку и уверенность в себе, а если приходится в процессе репетиций прибегать к обсценной лексике, то это вполне нормально, все мы люди.

Кстати, по поводу временной меланхолии, то ей подвержены все артисты, которые щедро раздают свою энергию публике. Поэтому в нашей среде так популярен и востребован алкоголь, но я, чтоб не спиться, заедаю стресс вкусняшками, за что нередко себя корю (смеется).

Стас, напоследок пожелай что-то нашему европейскому городу в свете своих европейских взглядов.

Для меня животрепещущий вопрос – это вопрос культуры. Желаю открытия кинотеатра, потому что стыдно иметь в центре города здание для кинотеатра и не использовать его. Смело заявляю, что это даже не вопрос культуры, это вопрос чести для властьимущих. Также я желаю Черноморску собрать и провести полноценный театральный фестиваль на примере того же Херсона, где нет таких условий, но там проходит крупнейший фестиваль спектаклей, куда съезжаются театральные труппы от Казахстана до Португалии. Желаю черноморским властям на примере столичных работать на город, и тогда Украина сможет увидеть, что в Черноморске не просто хорошо, а насколько в нем круто!

Первый информационный благодарит Стаса Жиркова за дружескую атмосферу и простоту при таком наличии профессионального опыта и колоссального таланта!

Читайте нас в Twitter и Telegram - узнавайте новости первыми

Купити дрони для ЗСУ
НЕМАЄ КОМЕНТАРІВ
Для того, щоб залишити коментар, необхідно

Схожі новини

Місто
29 января 2024

Культурний ноу-хау в Чорноморську: на сцені кінотеатру пройшла... театральна вистава

Культура
10 мая 2023

В Чорноморськ повертається театр

Місто
27 марта 2023

У Чорноморську відбулася прем'єра дитячого гумористичного серіалу - подивіться і ви!

Культура
07 февраля 2020

У Чорноморську з успіхом пройшов моноспектакль англійською мовою

Місто
11 мая 2021

У Чорноморську ветеран Другої світової відсвяткувала 99-річчя

Культура
01 сентября 2020

Актриса з Чорноморська знялася у фільмі з Остапом Ступкою

Люди
27 ноября 2019

Катерина Матюхіна про те, як поєднувати тріумфи з побутом і чим жінкам перемогти старіння

Культура
30 марта 2024

Не полишайте мріяти: в Чорноморську відбулася вистава про мистецтво на війні і війну у мистецтві

Культура
28 марта 2024

"Лютий" театр: чорноморців запрошують на прем'єру документальної вистави

Місто
29 января 2024

Культурний ноу-хау в Чорноморську: на сцені кінотеатру пройшла... театральна вистава

Культура
10 мая 2023

В Чорноморськ повертається театр

Місто
27 марта 2023

У Чорноморську відбулася прем'єра дитячого гумористичного серіалу - подивіться і ви!

Культура
07 февраля 2020

У Чорноморську з успіхом пройшов моноспектакль англійською мовою

Місто
11 мая 2021

У Чорноморську ветеран Другої світової відсвяткувала 99-річчя

Культура
01 сентября 2020

Актриса з Чорноморська знялася у фільмі з Остапом Ступкою

Люди
27 ноября 2019

Катерина Матюхіна про те, як поєднувати тріумфи з побутом і чим жінкам перемогти старіння

Культура
30 марта 2024

Не полишайте мріяти: в Чорноморську відбулася вистава про мистецтво на війні і війну у мистецтві