«Гетьман Сагайдачный» покинул док ИСРЗ: подробности ремонта и личные впечатления
Накануне Дня Военно-Морских сил Украины знаменитый военный фрегат «Гетьман Сагайдачный» вышел из дока Ильичевского судоремонтного завода
Первый информационный портал Черноморска решил пообщаться с менеджером по связям с общественностью ИСРЗ Тиной Шишкановой, чтоб больше узнать об украинском корабле с громким именем и интересной историей, «умудрившемся» не попасть под командование власти, аннексировавшей Крым.
Скажите, Тина, как руководство завода отнеслось к такому серьезному крупному заказу на ремонт военного судна такого уровня, как «Гетьман Сагайдачный»?
- Конечно, для всех это стало неожиданностью. Ремонт военного корабля на доках ИСРЗ не проходил со времен советского времени. Это был действительно сложный неординарный заказ, требующий основательной подготовки.
Поделитесь деталями с нашими читателями, которые живут в непосредственной близости к порту и судоремонтному заводу, и могут иметь представление, о чем идет речь?
- Конечно! Постановка корабля в док проходила под контролем водолазной группы - настолько точно требовалось установить фрегат на подготовленную специальную "постель". Интересно было наблюдать за тем, как команда осматривает корпус "Сагайдачного" в первые минуты после подъёма дока. Надо отметить, что корпус корабля оказался в лучшем состоянии, чем можно было ожидать, исходя из географии и расстояний, пройденных после проведения прошлых корпусных работ. Точно также можно сказать и про состояние фрегата в целом. Военные моряки охотно показывали сотрудникам завода оборудование и вооружение, расположение на верхней палубе, а без камеры познакомили с внутренним устройством фрегата.
Интересно, и какие впечатления сложились у вас об этом легендарном флагмане?
- Нас всех сразу же впечатлили и порадовали чистота и порядок, даже некий уют в каютах и служебных помещениях. У членов команды «Гетьмана» добротная форменная экипировка. Члены экипажа с удовольствием делились с нами подробностями и традициями корабельной жизни.
К примеру, в случае рождения сына у моряка, новоиспеченного отца сбрасывают в воду прямо с борта, и он должен проплыть вдоль корпуса судна от носа до кормы. А вот если родилась дочь – отец самостоятельно съедает дневную норму сливочного масла, предназначенного для всей команды. К слову, логику именно такого «поздравления» с рождением дочки нам никто не поведал и это до сих пор остается для меня загадкой.
Действительно, моряки – уникальные люди. Свои традиции, свои порядки…
- Да, хочется добавить, что экипаж «Гетьмана» верен не только традициям, но и армейской дисциплине. Даже во время ремонта корабля, военные моряки строго выполняли уставные мероприятия: утро начиналось с построения на вертолетной площадке с равнением на Государственный флаг Украины.
Тина, тогда скажите, каково отношение у экипажа к ситуации с Крымом, ведь «Гетьман Сагайдачный» находился в военном порту Севастополя?
- Конечно, мы беседовали о крымских событиях с членами командного состава. На «Гетьмане Сагайдачном» действительно служат моряки, которые проходили службу в 2014 году в районе полуострова. Они своими глазами видели развитие событий. Коротко их рассказы не пересказать, но у всех, как у одного, не укладывается в голове, как мог получиться такой исход, в результате которого Украина потеряла военные корабли и морских офицеров. В момент ключевых событий «Гетьман Сагайдачный» находился в открытом море за пределами Севастополя – это и решило его дальнейшую судьбу в пользу Украины.
А во время ремонта «Гетьмана» действовала ли какая-то дополнительная защита? Охранялся ли корабль больше, чем другие судна, проходящие ремонт на доках?
- Разумеется. Этот корабль – гроза для противника, поэтому на борту круглосуточно велась охрана. Могу даже сказать, что, к сожалению, на борт не смогли попасть школьники, которые так мечтали о такой экскурсии. И все в целях строгой безопасности. Однако командование смогло при участии руководства организовать экскурсию для СМИ всей Украины и, таким образом, хотя бы так познакомило наших граждан с этой «загадкой» морского флота.
Для Вас, Тина, знакомство с внутренним устройством фрегата, с его командой, стали уже частью личной истории?
- Еще бы! И даже не в общей картине, а в некоторых деталях. Например, не могу не рассказать о своей любимице, собачке по кличке Доганка. Пока «Гетьман» стоял у причала, она сбегала по трапу, гуляла, знакомилась с местными четвероногими (на ИСРЗ живет много собак – прим. редактора) и вполне комфортно себя чувствовала. Но в самом доке Доганке было тяжело – жарко, душно, постоянный шум. Поэтому она всегда радостно лаяла и отзывалась, если кто-то из членов команды забирал с собой за территорию, где проводился ремонт.
Так что даже в таких мелочах время, пока «Гетьман Сагайдачный» стоял на ремонте, стало для всех нас, сотрудников ИСРЗ, уникальным и незабываемым.
В средствах массовой информации проскальзывала информация, дескать , «Гетьман Сагайдачный» вышел из дока и сразу сломался. Многие сразу подумали, что речь идет о нашем заводе.
- К сожалению, эту волну «зрады» я запомнила хорошо и с огорчением. Украинские СМИ с радостью подхватили эту новость и, не разобравшись в главном, разогнали фейк о поломке фрегата сразу после ремонта на ИСРЗ. Это же подхватили российские медиа, и все дружно «потоптались» по новости. В случае российских СМИ – здесь мне все понятно, но откуда такая рьяная поспешность распространить «сенсацию о неудаче» у украинских журналистов? Может, если взять в кавычки слово «украинские», тогда унисон будет логичен.
Мы же очень рады, что завершили ремонт в оговоренные сроки и уже сегодня, в День ВМС Украины, фрегат прямо из дока отправился на морвокзал Одессы. Сегодня он сверкает свежей краской и участвует в параде военно-морской техники. Надеюсь, что этот особенный корабль еще долго и исправно будет нести верную службу украинскому государству и обществу!