Валерий Погребняк про урбанистику, поход в мэры и электричку в Одессу
Первым героем в рамках серии интервью с кандидатами на пост городского головы стал дипломированный экономист, журналист, урбанист, автор схемы общественного транспорта в Черноморске, соавтор туристического логотипа города — Валерий Погребняк.
Кандидат в мэры рассказал, зачем решил идти в политику, что нужно менять в городе и почему его руководство обязано знать азы урбанистики.
Начнём с главного: насколько ты оцениваешь свои шансы стать мэром и почему решил бороться за должность городского головы?
Шансы есть всегда, всё зависит от выбора черноморцев. Гораздо важнее зарядить людей теми идеями комфортного города, которые я пропагандирую. Голосуя за меня, люди должны понять, что голосуют именно за ИДЕИ, смыслы, а не просто за красивые глаза или невыполнимые обещания, за гречку или мороженое. И чем больше голосов я (а значит и мои идеи) и моя команда «Розумна сила» наберут, тем больше шансов у нас их реализовать.
Решение каких проблем будет для тебя первоочередным?
У нашей команды есть программа, где 95% обещаний возможно реализовать за 5 лет. Мы не обещаем аквапарков, электричек и тем более окончания войны на Донбассе (да, доходит до того, что местные политики и это обещают). Не обещаем мы, что достроим мост и что порт заработает - всё это находится вне полномочий местных органов власти, и избиратель должен это понимать.
Но вот защита пляжа, парков, скверов, дворов от застройки у нас в приоритете. Это надо остановить. Иначе наш город превратится из уютного в город-фавелу с неразрешимым транспортным коллапсом и ползущими склонами. К тому же мы просто лишимся статуса зелёного города, а для морского, южного Черноморска это смерти подобно.
Также я бы отметил проблему транспорта. В широком понимании слова – от запаркованности дворов до состояния общественного транспорта. Я слежу за высказываниями кандидатов в мэры и депутатов и вижу с их стороны полное непонимание того, как должна работать транспортная система в городах.
На интервью из Малодолинского в Черноморск ты приехал на маршрутке. Ты адепт общественного транспорта?
Я адепт общественного транспорта, велодорожек и пеших прогулок, ведь хотим мы того или нет, но все не могут пересесть на машины - город замрет в пробке. Вообще в идеале на короткие расстояния люди должны ходить пешком, на средние — на велосипеде, на длинные — ездить на машине или общественном транспорте.
А вот внутри нашего небольшого города именно внутригородской общественный транспорт можно легко заменить велодорожками.
Сейчас ты работаешь над созданием концепции сети велодорожек в городе. Через какое время она может быть реализована?
Для начала принимается программа на пять лет по созданию велоинфраструктуры Черноморской громады или хотя бы города. Первый год дорожки только проектируются, остальные четыре эту программу внедряют.
На половине городских улиц сделать велодорожки вообще не проблема - это достигается простой разметкой на дорожном полотне. За пять лет при самом хорошем стечении обстоятельств и системной работе это можно сделать. Главное — поэтапность, правильная организация дорожного движения и пропаганда. В плане финансов тут больших вложений не надо.
Кроме того велодорожки, кроме всего прочего, могут стать одной из фишек Черноморска, которой ему так не хватает.
В свете последних обещаний от кандидатов в мэры. Электричка до Одессы: реальность или абсурд?
Чисто технически сейчас запустить электричку до переезда на вторую проходную порта (станция в Александровке) — не проблема. В плане логистики, маршрутизации всего этого процесса — это другой вопрос.
Прежде всего, электричка — это альтернативный способ добраться до Одессы. К тому же ты можешь в нее зайти с велосипедом. И это классно - доехал до неё на велосипеде, а в Одессе с ЖД вокзала поехал на нём же дальше. Так работает транспорт в Европе
Но есть проблема в подвозке людей к станции. Всё это должно работать как часы, должен быть единый билет на все виды транспорта. Я реалист, слежу за законодательством в транспортной отрасли, экономической политикой “Укрзализныци” и настроениями во власти на местах. Поэтому не вижу решения этого вопроса в ближайшую пятилетку.
Еще есть один “космический”, с точки зрения финансирования, но технически возможный вариант. Запустить электричку прямо к морю, через порт, используя часть пустующего пляжа от маяка до “Чайки”. А оттуда прямо с причала в Одессу или в Затоку мог бы ходить водный транспорт. Но пока это лишь фантазии, а нам надо опуститься на землю и решать насущные транспортные проблемы.
В целом, общественный транспорт в Черноморске — это боль. После спектаклей и киносеансов добраться вечером из Одессы без личного транспорта проблематично.
Однозначно время курсирования 25-ки нужно продлить хотя бы летом. Все вечерние мероприятия в Одессе начинаются в девять-десять, а последняя маршрутка отправляется в 22:30. Минимум на час-два нужно продлить маршрутки в Малодолинское и Александровку (последняя маршрутка из Черноморска в 21:00, - ред.) Людям приходится добираться на такси или идти пешком по ночной Александровке.
В этом плане, очень крутой социальный проект — сервис подвоза “Бла-бла Черноморск”, который запустил член нашей команды Михаил Чёрный. Это социальный проект. Кто-то на нем зарабатывает, кто-то комфортно добирается. На карантине весной он вообще стал палочкой-выручалочкой. Это реальная конкуренция 25-ке.
Если же смотреть на проблему глобально, то город должен создать коммунальное предприятие, закупать туда автобусы (не троллейбусы, не электробусы, не космолёты) и постепенно менять маршрутки на вместительные низкополые автобусы. На это могут потребоваться и международные кредиты, но ставки процента там небольшие, бояться этого не стоит.
Ты автор схемы движения общественного транспорта. Планируются ли новые стелы с картами и новые остановки?
В планах менять остановки на новые, а рядом устанавливать схемы общественного транспорта, а на обратной стороне стелы — городскую навигацию.
Более того, у меня есть идея сделать навигацию и по Приморскому парку, пляжу и Молодежному парку. Как минимум это надо для того, чтобы приезжие знали, где туалет. Приморский парк длинный, и карта парка там просто необходима. Указатели должны показывать, где детская площадка, где скейт-парк и другие объекты.
От транспорта перейдём к делам туристическим. Если один кандидат в горсовет пообещал электричку, то другие – аквапарк в виде нескольких горок. Как ты считаешь, это фантазия, очередной долгострой или всё же реальность?
Ну обещание аквапарка мы слышим уже минимум лет 10. Это частный инвест-проект. Власть может обещать что угодно, но реальных рычагов влияния на застройщика у неё нет. В принципе даже если аквапарк и построят, то его конечный вариант может не соответствовать заявленному. У нас почти всегда именно так и происходит. Что касается именно моего мнения по поводу тех трёх гектаров земли, где планируется постройка аквапарка, то я считаю, что этот последний клочок земли города надо оставить будущим поколениям
Три года назад вместе с Михаилом Черным и Денисом Ильичёвым вы представили туристический бренд Черноморска. Как сейчас используется лого?
Есть примеры, когда предприниматели удачно используют бренд города. Например, есть кофейня, которая отлично внедрила бренд города в свое лого и даже 5 % от прибыли отдает на городские социальные проекты.
Теперь у городского бренда есть визуальная часть, которую нужно наполнить смыслом. Например, я вижу 4 концепции развития бренда.
- велостолица Украины
- город фестивалей
- место для творческой молодёжи
- гастротуризм (мидии, рапаны)
Мидийно-рапаная тема — самое незатратное и логическое направление для развития. Город может начать с «программы лояльности» тем заведениям, в которых есть это блюдо. Вот, например, одно из городских кафе “Дель МОРЕ бар” визуально классный проект для морского города.
В португальском городе Порту есть отдельные рыбные кварталы, где вам могут сразу же приготовить вкусности Атлантического океана. Было бы неплохо, если бы у нас был такой фудкорт с морепродуктами. Например, на участке у моря возле КНС.
Ты по образованию экономист. Как ты стал журналистом, урбанистом, а теперь и политиком?
Я всегда хотел быть или журналистом, или архитектором. Но для архитектуры нужно уметь хорошо рисовать, а для поступления на журналистику нужно было прочитать за месяц-два много художественной литературы, на что у меня тогда не было времени. Поступил в экономический университет и ни капли не жалею. Это общеобразовательная дисциплина где-то между гуманитарными науками и математическими.
Но в итоге я пришел к тому, что стал журналистом. Потом заинтересовался урбанистикой, архитектурой городских улиц и транспортным планированием. Участвуя на сотнях комиссий, собраний, десятках сессий горсовета как наблюдатель, а затем занимаясь изучением городов в теории и на практике, я понял, что городом управляют неэффективно, а в отдельных случаях просто преследуют собственные бизнес-интересы.
Я родился в Черноморске и живу здесь, поэтому не могу с безразличием смотреть на происходящее. Пару лет активной общественной деятельности показали, что толку от неё мало, если ты реально не влияешь на принятие решений. И только участие в политике даёт такое право.
В нынешнем созыве есть депутаты, которые прислушиваются к твоим советам?
Есть несколько людей, которые действительно хотят делать город лучше. Я не хочу называть их по фамилиям, но это три молодых депутата, у которых есть понимание развития города, они хотят что-то менять, хотя, возможно, не до конца понимают, как именно.
Ты достаточно много путешествуешь, набираешься опыта в других странах и занимаешься просветительской деятельностью. Какой твой основной источник дохода?
Я привык диверсифицировать риски, к тому же не люблю, когда работа превращается в рутину. Поэтому и источники дохода у меня разные: это доходы от рекламы, от журналистской деятельности, от продажи сувенирной продукции, разный пассивный доход. Даже моё хобби - музыка - приносит мне доход. Так что в этом плане я независим от крупных олигархов или бюджетных организаций и никому ничего не должен.
Не боишься поддаться искушению в виде больших денег в случае победы на местных выборах?
Я не страдаю накопительством, тем более денежным. В нашем мире репутация дороже любых денег, и сливать её у меня нет никакого желания. В отличии от большинства депутатов, я всегда на виду у людей, будь то интернет или реальный мир. Я не скрываюсь за тонированными стёклами огромных джипов и живу как обычный житель города, хожу по городу пешком, гуляю в парке и по улице. И мне нравится это. А жить в постоянной боязни, что у тебя что-то отнимут, или ходить с охранником чуть ли не в туалет - это не жизнь, это мучение. И мне таких людей жаль. Но это их плата за излишнее накопительство. Они продают свою свободу, а вместе с ней и интересы горожан.
Самая большая претензия к тебе в ФБ звучит так: “а что сделал ты, чтобы критиковать других”. Как ты на это реагируешь и что отвечаешь?
Когда меня об этом спрашивают, я не могу понять, что я должен был сделать. Открыть нормальную детскую площадку? Сделать велодорожку? Заасфальтировать дорогу? Есть комплексные вещи, которые я пропагандирую, но делать их нужно с единого центра — здания горсовета. Только там такие решения могут приниматься и реализовываться. И только за те деньги. Для этого депутаты и, конечно же, городской голова должны обладать хотя бы поверхностными знаниями об урбанистике.
“Без знания урбанистики депутат неполноценен”.
Это элементарные правила пространственного проектирования и благоустройства, без которых ты не имеешь права влиять на принятие решений.
К тому же, будучи всё время в оппозиции к местным властям, я отдельно или со своей командой реализовал не один проект. Так что нас обвинить в ничегонеделании уж точно нельзя. Думаю, на протяжении последних трёх лет была заметна и моя деятельность по просвещению населения в контексте комфортной городской среды, ведь создание общественного запроса – это стратегическое направление, формирующее взгляды общества, которые затем трансформируются в голоса избирателей. Вот общество, основываясь на своих взглядах, и выбирает себе депутатов, которые управляют городом. Если люди голосуют за громкие обещания или «гречку», то каких депутатов они хотят увидеть в итоге и чего они от них ожидают? Вопрос этот риторический.
Беседовала Дарья Дудка